Основные задачи логопедического пункта:
-
Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
-
Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
-
Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей обучающихся.
Особенности работы школьного логопеда.
Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду и поликлинике. Логопеды дошкольных учреждений развивает устную речь и создают предпосылки для успешного обучения детей в школе. Школьный логопед занимается преимущественно профилактикой и коррекцией нарушений письменной речи, то есть работает над специфическими (логопедическими) ошибками чтения и письма. Какие это ошибки?
Это ошибки, не связанные с правилами русского языка, то есть ошибки, допускаемые там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений:
Графические ошибки:
-
ученик заменяет одни буквы на другие – б на д, Е на З, У на Ч, Х на Ж, р на п, п на т, и на у, ш на щ и др. Например, (шляпа – сляпа), (гусь – кусь);
-
пропускает буквы (зонтик – зотик), (стол – стл);
-
вставляет лишние буквы и слоги (лампа – ланмпа), (марка – мартка);
-
переставляет буквы (корни – конри), (свет – всет);не дописывает слова (красный – красн), (дорога – дорог);
-
слитно пишет слова и произвольно делит их (на поляне - наполяне), (уехал – у ехал);
-
не определяет границы предложения, то есть не обозначает на письме начало предложения заглавной буквой и не ставит точку в конце предложения;
-
аграмматизмы на письме (длинный скатерть, голубой лента). Ребёнок не согласует прилагательные с существительными в числе и падеже.
Существуют также логопедические ошибки при чтении, над которыми работает школьный логопед:
-
Ребенок плохо запоминает, пропускает, переставляет, заменяет, вставляет лишние буквы и слоги;
-
Читает по буквам, медленно по слогам;
-
Не соблюдает логическое ударение;
-
Не может понять и передать содержание прочитанного текста.
Каковы же причины возникновения этих ошибок?
-
Наследственность.
-
Органические повреждения корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздывание созревания этих систем мозга, нарушение их функционирования.
-
Несформированность зрительно-пространственных представлений в дошкольном возрасте (это неумение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве: вверху-внизу, слева-справа). Все это приведет к тому, что ребенку будет сложно запомнить – печатные и письменные буквы. Он не сможет уловить тонкие различия в написании похожих букв.
-
Нарушение звукопроизношения. Ребенок неправильно произносит звуки, заменяет один звук другим. Внимание требует дети, имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Дети пишут с опорой на проговаривание. Нечёткое проговаривание при чтении и письме влечёт за собой ошибки.
-
Неразвитый речевой (фонематический слух) слух. Так ребенок с нормальным слухом, с замечательным музыкальным слухом может не различать похожие по звучанию и произнесению звуки (парные звуки по звонкости – глухости: б-п; д-т; з –с; ж –ш; г –к ; парные по твёрдости- мягкосити : б-бь; д-дь; л-ль;р – рь; и др). Если ребенок не улавливает разницы в звучании, то это отразится и в письменной речи в виде замен одних букв другими.
-
Ошибки в виде пропусков, добавлений,перестановок букв и слогов возникают у детей, которые не умеют анализировать слова (не могут назвать 1-ый и последний звук, соседние звуки, количество звуков в слове, их последовательность).
-
Бедный словарный запас дошкольника и школьника, недостаточно развитая связная речь приведут к трудностям в построении грамотного высказывания, в составлении рассказа, пересказа, в написании изложения и сочинения.
Школьный логопед работает над предупреждением и исправлением специфических (дисграфических и дислексических) ошибок в письменной речи. Логопедические ошибки могут быть у детей, как с неправильным, так и с правильным произношением всех звуком, т.е. у детей, которые никогда не обращались к логопеду.
В первом классе логопедические ошибки встречаются у большинства детей. Они чаще всего связаны с формированием навыка письма и к концу года исчезают. Но если они сохраняются во втором классе и часто повторяются, то в этом случае необходима логопедическая помощь. Поэтому с учениками вторых и третьих классов проводится работа не только над устной, но и над письменной речью.
Таким образом, в основе возникновения стойких и повторяющихся логопедических ошибок лежат не личностные особенности ребёнка, а серьёзные объективные причины:
-
несформированность фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи;
-
нарушения слухового или зрительного внимания, восприятия, памяти и мышления;
-
затруднения в организации учебной деятельности.
Всё это препятствует правильному чтению и грамотному письму. Вы можете познакомиться с рекомендациями логопеда по преодолению различных видов нарушений письменной речи в представленных на страничке файлах.
При желании Вы можете получить консультацию учителя-логопеда в кабинете.
График работы учителя-логопеда
2023/2024 учебный год
Осиповой Татьяны Алексеевны
Дни недели | Время работы |
Понедельник | |
Вторник | |
Среда | |
Четверг | |
Пятница |
Расстройства, которые все чаще обнаруживают у современных детей
Дисграфия
Нарушение письма. Часто ребенок не может определить начало и конец предложения, отличить приставку от предлога, переставляет местами буквы и слоги, не различает мягкие и твердые согласные, пишет буквы зеркально. Возникает из-за особенного строения отдельных участков в обоих полушариях головного мозга. Часто встречается в двуязычных семьях. Предположительно такой диагноз можно поставить 37-50 процентам детей 2-3-х классов.
Дизорфография
То же нарушение письма, но более специфичное. О нем часто говорят так: `Правила знает, а применить не может` или еще так: `Полное отсутствие `языкового чутья``. У детей с таким заболеванием, как правило, небольшой словарный запас. Уходит корнями в неспособность ребенка распознавать на слух морфемы (корни, суффиксы, флексии, приставки). Развитию нарушения способствует перегруженность учебой. Подвержены около трети школьников младших классов.
Дислексия
Нарушение чтения. Ребенку приходится прикладывать в разы больше усилий, чтобы научиться читать. А если это удается, то все равно процесс воспроизведения написанной информации каждый раз так труден, что до понимания смысла дело часто не доходит. Как правило, причина подобных трудностей связана с особым строением головного мозга. Дислексию часто сопровождает неадекватное восприятие времени и пространства. Подвержено около 5-8 процентов школьников. Диагностируют к 3-4-му классу.
Дискалькулия
Проблема с обучением счету. Проявляется в трудности решения простейших математических задач и разного рода алгоритмов. При этом возникают проблемы с вниманием, абстрактно-логическим мышлением и трудности работы со зрительной информацией. Мозг не может установить связь между числом и его величиной (представлением о количестве). Нередки случаи данного нарушения у детей из неблагополучных семей. Страдает около 5-7 процентов школьников. Диагноз ставится, как правило, в дошкольном возрасте.
Тревожные расстройства
Устойчивое чувство страха, причины которого не очевидны. Часто выражается в разного рода опасениях, волнениях, напряженности, головокружении, панических состояниях. Часто таким людям трудно расслабиться и сосредоточиться. Связано с нарушениями в частях головного мозга, отвечающих за связь между процессами обработки информации и ее интерпретации. Развитию способствует наличие подобной проблемы у родителей, детские травмы, сильный стресс. Диагностируется примерно у 2-3 процентов населения в любом возрасте.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Проблемы с концентрацией внимания, чрезмерная активность и импульсивность. У взрослых проявляется в трудности рационально планировать время, плохой памяти, склонности к депрессиям. СДВГ часто передается по наследству. Причиной считают нехватку в мозге биологически активных веществ (дофамина и норадреналина). Развитию способствует употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность, травмы головного мозга, инфекционные заболевания мозга в раннем детстве. Встречается примерно у 3-7 процентов детей. Обнаруживают до 7 лет.
Диспраксия
Нарушение координации, которое на первый взгляд выглядит как неуклюжесть. Но проблема глубже: такие дети не всегда могут контролировать движения глаз и направление взгляда, часто двигают головой. Им с трудом дается одевание, завязывание шнурков. Причины возникновения неизвестны. Считается, что она скорее всего вызвана неполным развитием нейронов, которые должны передавать импульсы в двигательный аппарат. Способствующие факторы педагогическая запущенность. Встречается у 3-6 процентов детей. Диагноз ставится, как правило, от 5 до 11 лет.
Расстройства аутистического спектра
Может проявляться очень часто и очень индивидуально. Чаще всего таким детям трудно взаимодействовать с другими, они боятся эмоционально контакта с кем бы то ни было, боятся перемен и часто ведут себя стереотипно, повторяя одни и те же действия по много раз. Часто им бывают свойственны приступы агрессии, у них слабо развито абстрактное мышление, и одиночество для них всегда предпочтительнее любого контакта. Точные причины недуга до сих пор не выявлены. Многие считают, что это наследственное заболевание. Прогрессирует, если не заниматься коррекцией. Наблюдается у 2 процентов детей, обнаруживают в дошкольном возрасте.