ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри любой образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей.
Цель Целевой модели наставничества
создание системы правовых, организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих, финансовых условий применения наставничества в общеобразовательных организациях, для обеспечения непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения, взаимообогащения, личностного развития педагогических работников, самореализации и закрепления молодых/начинающих педагогов в профессии
Цель Целевой модели наставничества
- способствовать формированию единого научно-методического сопровождения педагогических работников
- содействовать развитию механизмов формирования персональной траектории профессионального развития педагога
- оказывать помощь в реализации различных форм наставничества и содействовать развитию стратегических партнерских отношений в сфере наставничества
- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, путем формирования условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом
Принципы Цель Целевой модели наставничества
принцип научности:
- принцип признания способности личности к саморазвитию, стремления ее к самосовершенствованию
- принцип системности и стратегической целостности
- принцип легитимности
- принцип обеспечения суверенных прав личности
- принцип добровольности, соблюдения прав и свобод учителей, свободы выбора
- принцип полифункциональности, учета многофакторности
- принцип вариативности
- принцип аксиологичности
- принцип личной ответственности
- принцип индивидуализации и персонализации наставничества
- принцип равенства
Нормативные документы:
- Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 15.03.2022 № 235-ОД "Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций Смоленской области»
- Приказ управления образования и молодежной политики Администрации города Смоленска от 30.12.2021 № 475 «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций города Смоленска»
Технология наставничества активно используется для решения проблем, с которыми сталкиваются педагоги, в том числе:
- проблемы молодого специалиста в новом коллективе,
- проблемы педагога с большим стажем, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания.
Документы:
- Приказ управления образования и молодежной политики Администрации города Смоленска № 302 от 04.10.2021 "Об организации работы городских проблемных групп, творческих объединений, методических объединений" (Положения о творческих, проблемных группах, городских методических объединениях)
- Положение о Школе молодого учителя (Приказ управления образования и молодежной политики Администрации города Смоленска от 02.10.2017 № 398 (приложение 3) https://smolmetod2017.admin-smolensk.ru/svedeniya-ob-organizacii/materialnaya-podderzhka-obuchayuschihsya/
- Положение о Школе Лидеров образования города Смоленска https://smolmetod2017.admin-smolensk.ru/svedeniya-ob-organizacii/shkola-liderov-obrazovaniya-goroda-smolenska/
- Положение о Школе эффективного учителя математики https://smolmetod2017.admin-smolensk.ru/professionalnye-obedineniya1/gorodskie-metodicheskie-obedineniya/
Внешние ресурсы:
2022.18.01. Вебинар ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» по вопросам наставничества педагогических работников https://www.youtube.com/watch?v=GJK7vWFbYrg&list=PLH0DgjqY1hMR_hjH0AMm%20GI3sqwMyWnF9H&index=2
- Интернет-сайт "Наставничество Педагогических работников" https://nastavnik.apkpro.ru/
Кураторские практики:
https://fioco.ru/кураторские-практики
Нацпроект «Образование»: как организовать наставничество в школе:
Внутренние ресурсы:
Адресное сопровождение школ